Строительство и ремонт в Екатеринбурге
Строительство и ремонт в Екатеринбурге
 
  Я ищу
 
в разделах
Нужен подрядчик? Снабженец? Создайте свой тендер и ждите заявок.
Прайсы (123)
Строительные тендеры (0)
Компании (177)

ГОСТ 20444-85

Рубрика: ГОСТы      


Транспортные потоки. Методы измерения шумовой характеристики

ГОСТ 20444-85

 

УДК 534.836.2.08:006.354 Группа Т34



ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА СССР


Шум

ТРАНСПОРТНЫЕ ПОТОКИ

Методы измерения шумовой характеристики

Noise. Traffic flows. Methods of noise
characteristic measurement

ОКП 57 6200

Дата введения 1986-01-01

РАЗРАБОТАН

Научно-исследовательским институтом строительной физики Госстроя СССР
Центральным научно-исследовательским и проектным институтом по градостроительству Госгражданстроя
Всесоюзным научно-исследовательским институтом железнодорожного транспорта МПС
Московским ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательским институтом гигиены им. Ф.Ф. Эрисмана Минздрава РСФСР
Московским научно-исследовательским и проектным институтом типового и экспериментального проектирования Мосгорисполкома
Научно-исследовательским институтом московского строительства ордена Ленина Главмосстроя при Мосгорисполкоме
Московским ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени институтом инженеров железнодорожного транспорта МПС

РАЗРАБОТЧИКИ

Г.Л. Осипов, д-р техн. наук; В.Е. Коробков, канд. техн. наук; В.А. Аистов; Б.С. Зотов; Г.В. Бутаков, д-р техн. наук; Н.П. Тагер, канд. техн. наук; А.С. Прохода, канд. техн. наук; Б.Г. Прутков,   канд. техн. наук; И.Л. Карагодина, д-р мед. наук; А.П. Путилина, канд. мед. наук; А.А. Гацолаев; А.Н. Смирнов; Ю.В. Полянский

ВНЕСЕН Научно-исследовательским институтом строительной физики Госстроя СССР

Директор В.А. Дроздов

УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по делам строительства от 25 апреля 1985 г. № 59

ПЕРЕИЗДАНИЕ. Август 1994 г.


Настоящий стандарт устанавливает методы измерения шумовой характеристики транспортных потоков на улицах, автомобильных и железных дорогах.

Стандарт соответствует международным стандартам ИСО 1996-1 и ИСО 3095 в части проведения измерения.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Измерения в соответствии с настоящим стандартом должны проводиться для оценки  фактического шумового режима и составления карты шума улично-дорожной сети населенных пунктов.
1.2. Шумовой характеристикой транспортных потоков является эквивалентный уровень звука LAэкв , дБА.

2. АППАРАТУРА

2.1. Измерение эквивалентного уровня звука следует проводить интегрирующими шумомерами, комбинированными измерительными системами или автоматическими устройствами, соответствующими ГОСТ 17187-81.
Допускается применение шумомеров со стрелочным индикатором уровней звука, соответствующих ГОСТ 17187-81.
2.2. Аппаратура, предназначенная для измерения  шумовой характеристики, должна иметь действующие свидетельства о государственной или ведомственной поверке.
2.3. Калибровку аппаратуры необходимо проводить до и после проведения измерения шумовой характеристики транспортных потоков.

Примечание. Предпочтительными являются такие способы калибровки, которые включают поверку всей измерительной системы с измерительным микрофоном.

3. УСЛОВИЯ ИЗМЕРЕНИЯ

3.1. Места проведения измерения следует выбирать на участках улиц и дорог с установившейся скоростью движения транспортных средств и на расстоянии не менее 50 м от перекрестков, транспортных площадей и остановочных пунктов пассажирского общественного транспорта.
3.2. Измерения следует проводить при условии, что поверхность  проезжей части улиц и автомобильных дорог должна быть чистой и сухой, а балластный слой трамвайных и железнодорожных путей не должен быть мокрым и промерзшим.
3.3. Время проведения измерения необходимо устанавливать в периоды максимальной интенсивности движения транспортных потоков.
3.4. Измерение не должно проводиться во время  выпадения атмосферных осадков и при скорости ветра более 5 м/с. При скорости ветра свыше 1 до 5 м/с необходимо применять колпак для  защиты измерительного микрофона от ветра.
3.5. При проведении измерения шума следует учитывать воздействие вибраций, магнитных и электрических полей, радиоактивного излучения и других неблагоприятных факторов, влияющих на результаты измерения, согласно инструкциям по эксплуатации приборов.

4. ПРОВЕДЕНИЕ ИЗМЕРЕНИЯ

4.1. При проведении измерения шумовой характеристики транспортного потока, в состав которого могут входить легковые и грузовые автомобили, автопоезда, автобусы (в дальнейшем - автомобили), мотоциклы, мотороллеры, мопеды и мотовелосипеды (в дальнейшем - мотоциклы), а также троллейбусы и трамваи, измерительный микрофон должен располагаться на тротуаре или обочине на расстоянии (7,5 ± 0,2) м от оси  ближней к точке измерения полосы или пути движения транспортных средств на высоте (1,5 ± 0,1) м от уровня покрытия проезжей части или головки рельса. В условиях стесненной застройки измерительный микрофон допускается располагать на расстоянии меньшем 7,5 м от оси ближней к точке измерения полосы или пути движения транспортных средств, но не ближе 1 м от стен зданий, сплошных заборов и других сооружений или элементов рельефа, отражающих звук.
В случае расположения улицы или дороги в выемке измерительный микрофон следует устанавливать на бровке выемки на высоте (1,5 ± 0,1) м от уровня земли.
4.2. При проведении измерения шумовой характеристики потока железнодорожных поездов измерительный микрофон должен располагаться на расстоянии (25 ± 0,5) м от оси ближнего к точке измерения магистрального железнодорожного пути на высоте (1,5 ± 0,1) м от уровня земли.
В условиях стесненной застройки измерительный микрофон допускается располагать на расстоянии меньшем 25 м от оси ближнего к точке измерения железнодорожного пути, но не ближе 1 м от стен зданий, сплошных заборов и других сооружений или элементов рельефа, отражающих звук. В случае расположения железнодорожного пути в выемке измерительный микрофон следует устанавливать на бровке выемки на высоте (1,5 ±  0,1) м от уровня земли.
4.3. Измерительный микрофон должен быть направлен в сторону транспортного потока. Оператор, проводящий измерение, должен находиться на расстоянии не менее чем 0,5 м от измерительного микрофона.
4.4. Переключатель частотной характеристики измерительной аппаратуры при проведении измерения уровней звука следует устанавливать в положение «А», а переключатель временной характеристики  - в положение согласно требованиям инструкций по эксплуатации приборов.
4.5. Период измерения шумовой характеристики транспортного потока, в состав которого могут входить автомобили, мотоциклы, а также троллейбусы и трамваи, должен охватывать  проезд не менее 200 транспортных единиц в обоих направлениях.
4.6. Период измерения шумовой характеристики транспортного потока, в состав которого входят только трамваи, должен охватывать проезд не менее 20 трамваев в обоих направлениях.
4.7. Продолжительность периода измерения шумовой характеристики потока железнодорожных поездов должна составлять не менее 1 ч.
4.8. При проведении измерения шумовой характеристики транспортного потока, в состав которого могут входить автомобили, мотоциклы, а также троллейбусы и трамваи, при помощи шумомера со стрелочным индикатором уровней звука интервал между отсчетами уровней звука должен составлять от 2 до 3 с. Отсчет уровней звука необходимо производить как при наличии, так и при отсутствии на участке измерения движущихся транспортных средств. Значения уровней следует принимать по показаниям стрелки прибора в момент отсчета.
4.9. При проведении измерения шумовой характеристики транспортного потока, в состав которого  входят только трамваи или железнодорожные поезда, при помощи шумомера со стрелочным индикатором уровней звука следует определять уровень звука LA , дБА, в период прохождения трамвая или железнодорожного поезда перед измерительным микрофоном по среднему показанию при колебании стрелки прибора.
4.10. Значения уровней звука следует считывать со шкалы шумомера с точностью 1 дБА.
4.11. Уровни звука помех, создаваемых посторонними источниками шума в период измерения шумовых характеристик транспортных средств, должны быть не менее чем на 20 дБА ниже уровней при прохождении перед измерительным микрофоном транспортных средств, включая помехи.
4.12. Одновременно с измерением шумовой характеристики транспортного потока следует определять его состав и интенсивность движения. При проведении измерения шумовой характеристики транспортного потока, в состав которого входят только трамваи или железнодорожные поезда, при помощи шумомера со стрелочным индикатором уровней звука следует определять также скорость их движения.

5. ОБРАБОТКА И ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИЗМЕРЕНИЯ

5.1. Результаты измерения шумовой характеристики транспортного потока и данные по его составу, интенсивности и скорости движения должны представляться в форме протокола в соответствии с приложением 1.
5.2. Эквивалентный уровень звука транспортного потока, в состав которого могут входить автомобили, мотоциклы, а также троллейбусы и трамваи при  проведении измерения шумомером со стрелочным индикатором уровней звука следует определять в соответствии с приложением 2.
5.3. Эквивалентный уровень звука транспортного потока, в состав которого  входят только трамваи, при  проведении измерения шумомером со стрелочным индикатором уровней звука следует определять в соответствии с приложением 3.
5.4. Эквивалентный уровень звука потока железнодорожных поездов при  проведении измерения шумомером со стрелочным индикатором уровней звука следует определять в соответствии с приложением 4.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Обязательное

ПРОТОКОЛ ИЗМЕРЕНИЯ
ШУМОВОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТРАНСПОРТНОГО ПОТОКА

1. Место  проведения измерения.
2. Дата и время проведения измерения.
3. Продолжительность проведения измерения.
4. Аппаратура.
5. Эквивалентный уровень звука.
6. Форма 1 для записи измеряемых уровней звука транспортного потока, в состав которого могут входить автомобили, мотоциклы, а также троллейбусы и трамваи.
7. Форма 2 для расчета  эквивалентного уровня звука  транспортного потока, в состав которого могут входить автомобили, мотоциклы, а также троллейбусы и трамваи.
8. Форма 3 для определения интенсивности движения и состава транспортного потока, в состав которого могут входить автомобили, мотоциклы, а также троллейбусы и трамваи.
9. Форма 4 для записи измеряемых уровней звука и характеристик движения потока трамваев.
10. Форма 5 для записи измеряемых уровней звука и характеристик движения и состава потока железнодорожных поездов.
11. Схематический ситуационный план участка.
12. Поперечный разрез участка.
13. Продольный уклон проезжей части улицы или дороги.
14. Тип и состояние покрытия проезжей части улицы или дороги.
15. Тип верхнего строения железнодорожного или трамвайного пути.
16. Название организации, проводившей измерение.
17. Должности, фамилии и подписи лиц, проводивших измерение.

Форма 1

Уровни звука, дБА
                                       
                                       
                                       

 

 

Интервалы
уровней звука,
дБА
Отметка
отсчетов уровней
звука в интервале
Число отсчетов
уровней звука
в интервале
Доля числа
отсчетов в
данном интервале
уровней звука в
суммарном числе
отсчетов, %
Частные
индексы
1 2 3 4 5
От 18 до 22        
« 23 « 27        
« 28 « 32        
« 33 « 37        
« 38 « 42        
« 43 « 47        
« 48 « 52        
« 53 « 57        
« 58 « 62        
« 63 « 67        
« 68 « 72        
« 73 « 77        
« 78 « 82        
« 83 « 87        
« 88 « 92        
« 93 « 97        
« 98 « 102        
Суммарное число отсчетов уровней звука ...    Суммарный индекс ...

 

Δ LA = ...дБА. Эквивалентный уровень звука LAэкв =  ...дБА.
Примечание. Формы 1 и 2 заполняются при измерении шумовой характеристики шумомером со стрелочным индикатором уровней звука.

 

Форма 3

Направление
движения
Виды транспортных средств Суммарное
число
транспортных
средств
Интенсивность
движения,
ед./ч
   
Легковые
автомобили
Грузовые
автомобили,
автомобили-
тягачи и
автопоезда
Автобусы Троллейбусы Мотоциклы,
мотороллеры,
мопеды и
мотовелосипеды
   
Число Доля, % Число Доля, % Число Доля, % Число Доля, % Число Доля, %    
А -Б                              
Б - А                              

В    обоих

направлениях

                             

 

Примечания:
1. Начало и окончание подсчета транспортных средств должны быть синхронизированы с началом и окончанием измерения уровней звука.
2. К легковым автомобилям следует относить и другие транспортные средства, сконструированные на шасси легкового автомобиля.
3. Долю транспортных средств данного вида следует рассчитывать от суммарного числа транспортных средств.
4. Интенсивность движения следует определять перемножением суммарного числа транспортных средств на коэффициент 60/ Ти , где Ти  - продолжительность измерения, мин.
5. Направление А - Б соответствует направлению возрастания нумерации домов.

Форма 4

Уровень звукаLAi  , дБА Время проезда трамвая
перед измерительным микрофоном
ti , с
Длина трамвая
li , м
Скорость движения трамвая
vi , м/с
Время действия уровня звука
  дБА,  , с
1 2 3 4 5

 

Примечания:
1. Скорость движения трамвая  , м/с, следует определять по формуле

где li - длина трамвая, м;
ti - время проезда трамвая перед измерительным микрофоном, с.
2. Время действия уровня звука   дБА, Ti , с, следует определять по номограмме.

Форма 5

Тип поезда Уровень звука
LAi , дБА
Время проезда
поезда перед
измерительным
микрофоном
ti , с
Время проезда
головной частью
поезда участка
железнодорожного
пути длиной 50 м
tyi , с
Время проезда
хвостовой частью
поезда участка
железнодорожного
пути длиной 50 м
 , с
Скорость движения
поезда vi , м/с
1 2 3 4 5 6

Примечание. Скорость движения поезда vi , м/с следует определять по формуле:

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Рекомендуемое

РАСЧЕТ ЭКВИВАЛЕНТНОГО УРОВНЯ ЗВУКА ТРАНСПОРТНОГО ПОТОКА,
В СОСТАВ КОТОРОГО МОГУТ ВХОДИТЬ АВТОМОБИЛИ,
ТРОЛЛЕЙБУСЫ, МОТОЦИКЛЫ, А ТАКЖЕ ТРАМВАИ

Расчет эквивалентного уровня звука производят в следующей последовательности.
1. Диапазон подлежащих измерению уровней звука разбивают на следующие интервалы: от 18 до 22, от 23 до 27, от 28 до 32, от 33 до 37, от 38 до 42, от 43 до 47, от 48 до 52, от 53 до 57, от 58 до 62, от 63 до 67, от 68 до 72, от 73 до 77, от 78 до 82, от 83 до 87, от 88 до 92, от 93 до 97, от 98 до 102 дБА.
2. Измеренные уровни звука (форма 1 приложения  1) распределяют по интервалам в соответствии с графой 1 формы 2 приложения 1. Подсчитывают число отсчетов уровней звука в каждом интервале и суммарное число отсчетов. Результаты указанных операций записывают (отметками и цифрами) в графы 2 и 3 формы 2 приложения 1.
3. Вычисляют доли числа отсчетов в каждом интервале уровней звука в суммарном числе отсчетов и значения их заносят в графу 4 формы 2 приложения 1.
4. Определяют частные индексы по табл. 1 в зависимости от интервала и доли числа отсчетов в данном интервале уровней  звука в суммарном числе отсчетов и значения их заносят в графу 5 формы 2 приложения 1.

 

Таблица 1

Доля числа
отсчетов в данном интервале уровней звука
в суммарном числе отсчетов, %
Интервалы уровней звука, дБА
От 18
до 22
От 23
до 27
От 28
до 32
От 33
до 37
От 38
до 42
От 43
до 47
От 48
до 52
От 53
до 57
От 58
до 62
От 63
до 67
Частные индексы
0,1
0,2
0,3
0,4
0,5
0,6
0,7
0,8
0,9
1,0
1,3
1,7
2,0
3
4
5
6
7
8
9
10
12
14
16
18
20
25
30
35
40
45
50
60
70
80
90
100
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
2
3
3
4
4
5
5
6
7
8
9
10
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
1
1
1
1
2
2
2
3
3
3
4
4
5
6
6
8
9
11
13
14
16
19
22
25
28
32
0
0
0
0
1
1
1
1
1
1
1
2
2
3
4
5
6
7
8
9
10
12
14
16
18
20
25
30
35
40
45
50
60
70
80
90
100
0
1
1
1
2
2
2
3
3
3
4
5
6
9
13
16
19
22
25
28
32
38
44
51
57
63
79
95
111
126
142
158
190
221
253
285
316
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
13
17
20
30
40
50
60
70
80
90
100
120
140
160
180
200
250
300
350
400
450
500
600
700
800
900
1000
3
6
9
13
16
19
22
25
28
32
41
54
63
95
126
158
190
221
253
285
316
379
443
506
569
632
791
949
1107
1265
1423
1581
1897
2213
2530
2846
3162
10
20
30
40
50
60
70
80
90
100
130
170
200
300
400
500
600
700
800
900
1000
1200
1400
1600
1800
2000
2500
3000
3500
4000
4500
5000
6000
7000
8000
9000
10000
32
63
95
126
158
190
221
253
285
316
411
538
632
949
1265
1581
1897
2213
2530
2846
3162
3794
4427
5059
5692
6324
7905
9486
11067
12648
14229
15810
18972
22134
25296
28458
31620
100
200
300
400
500
600
700
800
900
1000
1300
1700
2000
3000
4000
5000
6000
7000
8000
9000
10000
12000
14000
16000
18000
20000
25000
30000
35000
40000
45000
50000
60000
70000
80000
90000
100000
316
632
949
1265
1581
1897
2213
2530
2846
3162
4111
5375
6324
9486
12648
15810
18972
22134
25296
28458
31620
37944
44268
50592
56976
63240
79050
94860
110670
126480
142290
158100
189720
221340
252960
284580
316200

 

Продолжение табл. 1

Доля числа
отсчетов в данном интервале уровней звука
в суммарном числе отсчетов, %
Интервалы уровней звука, дБА
От 68
до 72
От 73
до 77
От 78
до 82
От 83
до 87
От 88
до 92
От 93
до 97
От 98до 102
Частные индексы
0,1
0,2
0,3
0,4
0,5
0,6
0,7
0,8
0,9
1,0
1,3
1,7
2,0
3
4
5
6
7
8
9
10
12
14
16
18
20
25
30
35
40
45
50
60
70
80
90
100
1000
2000
3000
4000
5000
6000
7000
8000
9000
10000
13000
17000
20000
30000
40000
50000
60000
70000
80000
90000
100000
120000
140000
160000
180000
200000
250000
300000
350000
400000
450000
500000
600000
700000
800000
900000
1000000
3162
6324
9486
12648
15810
18972
22134
25296
28458
31620
41106
53754
63240
94860
126480
158100
189720
221340
252960
284580
316200
379440
442680
505920
569160
632400
790500
948600
1106700
1264800
1422900
1581000
1897200
2213400
2529600
2845800
3162000
10000
20000
30000
40000
50000
60000
70000
80000
90000
100000
130000
170000
200000
300000
400000
500000
600000
700000
800000
900000
1000000
1200000
1400000
1600000
1800000
2000000
2500000
3000000
3500000
4000000
4500000
5000000
6000000
7000000
8000000
9000000
10000000
31620
63240
94860
126480
158100
189720
221340
252960
284580
316200
411060
537540
632400
948600
1264800
1581000
1897200
2213400
2529600
2845800
3162000
3794400
4426800
5059200
5691600
6324000
7905000
9486000
11067000
12648000
14229000
15810000
18972000
22134000
25296000
28458000
31620000
100000
200000
300000
400000
500000
600000
700000
800000
900000
1000000
1300000
1700000
2000000
3000000
4000000
5000000
6000000
7000000
8000000
9000000
10000000
12000000
14000000
16000000
18000000
20000000
25000000
30000000
35000000
40000000
45000000
50000000
60000000
70000000
80000000
90000000
100000000
316200
632400
948600
1264800
1581000
1897200
2213400
2529600
2845800
3162000
4110600
5375400
6324000
9486000
12648000
15810000
18972000
22134000
25296000
28458000
31620000
37944000
44268000
50592000
56916000
63240000
79050000
94860000
110670000
126480000
142290000
158100000
189720000
221340000
252960000
284580000
316200000
1000000
2000000
3000000
4000000
5000000
6000000
7000000
8000000
9000000
10000000
13000000
17000000
20000000
30000000
40000000
50000000
60000000
70000000
80000000
90000000
100000000
120000000
140000000
160000000
180000000
200000000
250000000
300000000
350000000
400000000
450000000
500000000
600000000
700000000
800000000
900000000
1000000000

 

5. Вычисляют суммарный индекс, складывая полученные частные индексы.
6. Определяют величину ΔLA , дБА, по табл. 2 в зависимости от полученного значения суммарного индекса.

Таблица 2

Суммарный
индекс
ΔLA, дБА Суммарный
индекс
ΔLA, дБА Суммарный
индекс
ΔLA, дБА Суммарный
индекс
ΔLA, дБА
10
13
16
20
25
32
40
50
63
79
100
126
159
200
251
316
398
501
631
794
1000
1259
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
1585
1995
2512
3162
3981
5012
6310
7943
10000
12590
15850
19950
25120
31620
39810
50120
63100
79430
100000
125900
158500
199500
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
251200
316200
398100
501200
631000
794300
1000000
1259000
1585000
1995000
2512000
3162000
3981000
5012000
6310000
7943000
10000000
12590000
15850000
19950000
25120000
31620000
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
39810000
50120000
63100000
79430000
100000000
125900000
158500000
199500000
251200000
316200000
398100000
501200000
631000000
794300000
100000000
 
 
 
 
 
 
 
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
 
 
 
 
 
 
 

7. Эквивалентный уровень звука  , дБА, вычисляют по формуле:

Пример расчета

На магистральной улице проведены измерения уровней звука, результаты которых представлены в форме 1.

Форма 1

Уровни звука, дБА
59
72
64
71
66
69
74
76
67
66
63
69
76
76
60
63
68
66
70
67
71
76
73
68
68
65
66
74
73
63
65
67
67
68
65
70
77
72
70
69
64
64
71
71
66
64
65
67
67
66
72
77
69
73
71
65
63
70
69
65
66
63
69
65
68
74
75
66
71
71
67
65
71
67
67
65
63
70
66
70
76
76
68
72
73
66
63
69
68
70
67
65
70
65
71
74
74
67
74
74
67
64
67
65
73
67
67
72
63
70
75
73
66
74
72
69
63
68
67
74
69
68
73
64
72
77
71
65
75
70
72
65
66
69
77
71
70
75
66
74
75
70
63
74
73
73
67
65
68
75
74
71
73
67
75
76
72
62
71
76
74
70
64
70
72
75
72
71
66
73
74
69
63
70
75
76
71
62
71
70
73
74
71
69
72
73
68
64
68
73
75
70
64
70
71
71
72
69
70
70
71
70
61
70
70
77
72
68
72
69
68
70
69
71
68
73
73
62
69
68
79
71
69
72
70
69
69
68
71
69
70
71
60
67
66
77
73
72
69
68
71
67
66
70
71
69
74
61
63
67
75
75
74
67
67
70
67
68
69
70
71
75
63
62
69
76
74
75
64
65
73
65
69
68
71
73
77
65
64
67
73
76
77
63
62
74
64
71
68
68
75
75
64
67
65
71
77
80
61
61

 

Требуется рассчитать эквивалентный уровень звука LAэкв , дБА.
Расчет производим в следующем порядке.

1. Измеренные уровни звука, представленные в форме 1, распределяем по интервалам в соответствии с графой 1 формы 2. Отсчеты уровней звука в каждом интервале заносим в графу 2 формы 2 в виде отметок.
2. Подсчитываем число отметок отсчетов уровней звука в каждом интервале.

 Форма 2

Интервалы
уровней
звука, дБА
Отметки отсчетов уровней
звука в интервале
Число
отсчетов
уровней
звука в
интервале
Доля числа
отсчетов в
данном интервале
уровней звука
в суммарном
числе отсчетов, %
Частные
индексы
1 2 3 4 5
От 18 до 22        
« 23 « 27        
« 28 « 32        
« 33 « 37        
« 38 « 42        
« 43 « 47        
« 48 « 52        
« 53 « 57        
« 58 « 62 //////////// 12 4 4000
« 63 « 67 //////////////////////////////
//////////////////////////////
////////////////////////////
88 30 94860
« 68 « 72 ////////////////////////////////////////
///////////////////////////////////////
///////////////////////////////////////////
123 40 400000
« 73 « 77 /////////////////////////
/////////////////////////
/////////////////////////
75 25 790500
« 78 « 82 // 2 0,7 70000
« 83 « 87        
« 88 « 92        
« 93 « 97        
« 98 « 102        

 

Суммарное число отсчетов уровней звука 300. Суммарный индекс 1359360  =61 дБА. Эквивалентный уровень звука LAэкв  =71 дБА.

Результаты подсчетов заносим в графу 3 формы 2.
3. В зависимости от полученного числа отсчетов уровней звука вычисляем доли числа отсчетов в каждом интервале уровней звука в процентах и в суммарном числе отсчетов уровней звука, которое в рассматриваемом примере равно 300. Так, например, в интервале уровней звука от 73 до 77 дБА сделано 75 отсчетов, доля которых в суммарном числе отсчетов составляет 25 %.

Полученные доли числа отсчетов заносим в графу 4 формы 2.
4. По табл. 1 приложения 2 определяем частные индексы в зависимости от интервалов (графа 1 формы 2) и доли числа отсчетов уровней звука в суммарном числе отсчетов (графа 4 формы 2).
Если в табл. 1 отсутствует значение данной доли числа отсчетов, значение частного индекса берется для доли числа отсчетов, ближайшей по величине к данной доле числа отсчетов. Так, например, для интервала уровней звука от 58 до 62 дБА и доли числа отсчетов 4 частный индекс равен 4000; для интервала от 63 до 67 дБА и доли числа отсчетов 30 частный индекс равен 94860 и т. д.
Результаты подсчетов заносим в графу 5 формы 2.
5. Вычисляем суммарный индекс, равный сумме полученных частных индексов. В настоящем примере суммарный индекс равен 1359360.
6. Для полученного суммарного индкеса определяем по табл. 2 приложения 2 величину Δ LA  , дБА, которая в данном случае равна 61 дБА (принимается значение поправки по наиболее близкому указанному в табл. 2 значению суммарного индекса).
7. Вычисляем эквивалентный уровень звука LAэкв , дБА, по формуле:

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Рекомендуемое

РАСЧЕТ ЭКВИВАЛЕНТНОГО УРОВНЯ ЗВУКА ПОТОКА ТРАМВАЕВ

Расчет эквивалентного уровня звука производят в следующей последовательности.
1. Определяют среднее значение измеренных уровней звука  , дБА, по формуле:

где   - измеренные уровни звука, дБА (графа 2 формы 5 приложения 1);
n - число измеренных уровней звука.
2. Определяют среднее значение времени действия  , с, уровней звука   по формуле:

где   - время действия, с, уровней звука    (графа 6 формы 5 приложения 1).
3. Определяют величину поправки  , дБА, по таблице в зависимости от среднего значения времени действия уровней звука  .

Среднее значение времени действия
 , с, уровней звука
3 4 5 6 7 8
Поправка
 , дБА
-30,8 -29,5 28,6 -27,8 -27,1 26,5

 

4. Определяют величину поправки 10 lg n , дБА, где n - число измеренных уровней звука.
5. Эквивалентный уровень звука LAэкв , дБ, вычисляют по формуле:

Пример расчета

На улице с преимущественным движением трамваев проведены измерения уровней звука и характеристик движения трамваев, результаты которых представлены в форме

Форма

Модель
трамвая
Уровень звука
LAi , дБА
Время проезда
трамвая перед
измерительным
микрофоном t1 , с
Длина
трамвая
li , м
Скорость
движения
трамвая
vi , м/с
Время действия
 , с, уровня звука
1 2 3 4 5 6
Т-2
»
»
»
»
»
»
»
»
»
»
»
»
»
»
»
»
»
»
»
88
82
88
88
87
88
88
86
86
87
88
86
86
87
87
86
85
86
87
85
1,3
1,2
2,8
1,4
1,4
1,5
1,4
2,7
1,4
1,3
1,4
1,2
1,3
2,7
1,5
1,4
1,3
1,4
2,6
1,2
15
15
30
15
15
15
15
30
15
15
15
15
15
30
15
15
15
15
30
15
11,5
12,5
10,7
10,7
10,7
10,0
10,7
11,1
10,7
11,5
10,7
12,5
11,5
11,1
10,0
10,7
11,5
10,7
11,5
12,5
4,7
4,3
7,4
5,0
5,0
5,4
5,0
7,2
5,0
4,7
5,0
4,3
4,7
7,2
5,4
5,0
4,7
5,0
6,9
4,3

 

Расчет эквивалентного уровня звука производим в следующей последовательности.
1. Определяем среднее значение измеренных уровней звука

дБА

2. Определяем среднее значение времени действия уровней звука

= 5,3 c.

3. Определяем величину поправки по таблице в зависимости от среднего значения времени действия уровней звука

Δ LA = -28,4 дБА

4. Определяем величину поправки 10 lg n . В рассматриваемом примере n=20.

10 lg n = 13 дБА

5. Вычисляем значение эквивалентного уровня звука потока трамваев, которое округляем до целого числа

LAэкв=86,6 - 28,4 + 13 + 3 = 74,2 дБА =74 дБА

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Рекомендуемое

РАСЧЕТ ЭКВИВАЛЕНТНОГО УРОВНЯ ЗВУКА ПОТОКА
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПОЕЗДОВ

Расчет эквивалентного уровня звука производят в следующей последовательности.
1. Вычисляют эквивалентные уровни звука  , дБА, отдельных поездов по формуле:

где LAi - i -й уровень звука, дБА (графа 2 формы 5 приложения 1);
T  - продолжительность периода измерения шумовой характеристики потока железнодорожных поездов, с;
ti  - время проезда  -го поезда перед измерительным микрофоном, с (графа 3 формы 5 приложения 1);
 vi - скорость движения  -го поезда, м/с (графа 6 формы 5 приложения 1);
r0  - расстояние от оси ближней к точке измерения колеи железной дороги до измерительного микрофона, м; обычно r0 =25 м.
2. Эквивалентный уровень звука LAэкв , дБА, потока поездов определяют путем энергетического суммирования полученных эквивалентных уровней звука отдельных поездов, LAэкв i , дБА, по формуле:

или при помощи таблицы

Разность двух
складываемых
эквивалентных
уровней звука
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 15 20
LAэкв i , дБА                          
Добавка к более
высокому
эквивалентному
уровню звука, дБА
3,0 2,5 2,0 1,8 1,5 1,2 1,0 0,8 0,6 0,5 0,4 0,2 0,1

Сложение эквивалентных уровней звука при помощи таблицы производится последовательно, начиная с максимального, в следующем порядке:
вычисляют разность двух складываемых эквивалентных уровней звука;
определяют добавку к более высокому из двух складываемых эквивалентных уровней звука по таблице в зависимости от полученной разности этих уровней;
производят сложение полученной добавки и более высокого из двух складываемых эквивалентных уровней звука.
Аналогичные действия производят с полученной суммой двух эквивалентных уровней звука и третьим уровнем и т. д.

Пример расчета

На участке территории, прилегающей к железной дороге, проведены измерения уровней звука и характеристик движения поездов, результаты которых представлены в форме. Продолжительность периода измерения составила 1 ч или 3600 с. Расстояние от оси ближней к точке измерения колеи железной дороги до измерительного микрофона равнялось 25 м.

Форма

Тип
поезда
Уровень
звука, LAi , дБА
Время проезда
поезда перед
измерительным
микрофоном
ti , с
Время проезда
головной частью
поезда участка
железнодорожного
пути длиной 50 м
tri , с
Время проезда
хвостовой частью
поезда участка
железнодорожного
пути длиной 50 м
 , с
Скорость движения
поезда  , м/с
1 2 3 4 5 6
Электропоезд
То же
«
«
«
Пассажирский
Электропоезд
То же
«
Грузовой
Электропоезд
То же
85
83
82
88
82
78
79
82
89
80
78
86
11,6
11,9
15,5
9,3
13,4
23,1
16,2
13,1
11,0
92,0
17,6
8,9
2,2
2,2
2,9
2,0
2,4
2,8
3,0
2,4
2,1
3,9
3,2
1,9
2,1
2,2
2,9
2,1
2,6
2,8
3,0
2,4
2,0
3,6
3,4
2,0
23,2
22,7
17,5
24,4
20,0
17,8
16,7
20,8
24,4
13,4
15,2
25,1

 

Расчет эквивалентного уровня звука производим в следующей последовательности.
1. Вычисляем эквивалентные уровни звука LAэкв i , дБА, отдельных поездов по формуле:

Так, например, эквивалентный уровень звука пассажирского поезда равен


дБА

2. Полученные эквивалентные уровни звука располагаем в ряд по степени уменьшения:

64,2; 64,2; 62,5; 60,4; 60,4; 58,5; 58,5; 58,0; 57,9; 56,2; 55,9; 55,2.

3. Производим последовательное сложение эквивалентных уровней звука при помощи таблицы, начиная с максимального. Вычисляем разность первого и второго эквивалентных уровней звука

64,2 - 64,2 = 0

По таблице, в зависимости от полученной разности эквивалентных уровней звука, определяем добавку к одному их них. При разности эквивалентных уровней звука, равной 0, добавка составляет 3 дБА.
Произведем сложение полученной добавки и одного из складываемых эквивалентных уровней звука

64,2 + 3 = 67,2

Вычисляем разность полученной суммы эквивалентных уровней звука и третьего эквивалентного уровня звука

67,2 - 62,5 = 4,7 дБА

По таблице, в зависимости от полученной разности эквивалентных уровней звука, определяем добавку к более высокому из них. При разности эквивалентных уровней звука, равной 4,7, добавка составляет 1,3 дБА. Производим сложение полученной добавки и более высокого из складываемых эквивалентных уровней звука

67,2 + 1,3 = 68,5 дБА

Аналогичные действия производим с полученной суммой трех эквивалентных уровней звука и четвертым уровнем и т. д. В результате сложения эквивалентных уровней звука отдельных поездов получаем  значение эквивалентного уровня звука потока поездов, которое округляем до целого числа

620075, г. Екатеринбург, Малышева 51, офис 25/01 (БЦ Высоцкий)
+7 (343) 219-60-66
Медиасайт — дизайн сайта

VipPromo
продвижение сайтов в Екатеринбурге
О проекте Реклама Статистика

Карта сайта