Рубрика: Аналитика
Строительство в Свердловской области и в России в целом за последнее время развивается очень высокими темпами. |
|
Строительство в Свердловской области и в России в целом за последнее время развивается очень высокими темпами. Тем не менее, рост числа строительных площадок не ведет автоматически к приливу новых кадров в эту отрасль. В результате на рынке складывается ситуация нехватки строительного персонала. Однако недостаток строителей объясняется не только ростом рынка, но демографическими причинами. Достаточно вспомнить какой популярностью у поступающих в вузы в 90-е годы пользовались профессии юриста, менеджера, финансиста. В последние годы ситуация кардинально поменялась, и строительное образование снова стало одним из самых востребованных среди абитуриентов. О том, как готовят будущих строителей в Екатеринбурге, рассказал декан строительного факультета УГТУ-УПИ Владимир Алехин.
— Владимир Николаевич, ощущают ли вузы, готовящие кадры для строительной отрасли, проблему дефицита выпусников?
— В Екатеринбурге существует только два вуза, которые готовят строителей — это УГТУ-УПИ и Уральский государственный университет путей сообщения. Есть еще филиалы нашего вуза в Свердловской области, например, в Первоуральске, Алапаевске и других городах. Но число студентов, получивших там строительное образование, небольшое, этих кадров не хватает даже для нужд города.
— Это значит, что сейчас выпуск студентов по строительным специальностям недостаточен?
— К сожалению, это так. Объясняется такая ситуация, прежде всего, сокращением количества мест для учащихся на бюджетной основе. На сегодняшний день набор студентовбюджетников на строительный факультет составляет 168 человек. Но, поскольку строителей не хватает, мы еще принимаем учащихся на контрактной основе. Тем не менее, их число тоже ограничено, поскольку большое количество студентов приводит к переполнению групп. Также на факультете существуют проблемы с нехваткой молодых преподавателей и дефицитом аудиторий, что в свою очередь влияет на число человек, которое будет принято на факультет. Правда в последние 2–3 года ситуация изменяется к лучшему. Выпускники факультета охотно пошли на преподавательскую работу, сочетая ее с учебой в аспирантуре и работой в проектных организациях и получая тем самым достойную зарплату.
— Какие строительные специальности чаще всего выбирают студенты?
— Самая востребованная специальность на нашем факультете в настоящий момент — это промышленное и гражданское строительство. Из 168 человек, принятых на факультет на бюджетной основе, 48 обучаются по специальности ПГС. Большой популярностью у студентов пользуется также специальность «Экспертиза и управление недвижимостью». Это новое направление на факультете, первый выпуск студентов этой по специальности состоялся два года назад. Снова стала пользоваться популярностью среди поступающих специальность «Городское строительство и хозяйство».
— Владимир Николаевич, существует ли разрыв между теорией, которую познают студенты в вузе, и практикой, с которой встречаются выпускники на стройке? Следит ли строительный факультет за новыми технологиями?
— Безусловно, факультет отслеживает новые технологии. Если новинка появилась в период обучения студента, то о применении этой технологии он узнает на практике, на предприятии, использующем эту технологию. Кроме того, применение строительных новинок отрабатывается в курсовых и дипломных работах студентов. Чаще всего выпускные работы пишутся на основе реальных проблем, существующих на конкретном предприятии. К сожалению, всем новинкам наш факультет обучить не успевает, поскольку сейчас идет бум строительных технологий. Но мы готовим студента так, чтобы он был готов самостоятельно получать знания об инновационных технологиях. Кроме того, на строительном факультете есть курсы повышения квалификации, часто проводятся конференции и научно¬-практические семинары совместно с ведущими предприятиями строительной отрасли, где можно получить всю новую информацию о строительных технологиях.
— Каким Вы видите решение проблемы разрыва количества и качества между образованием и рынком?
— Во-первых, наш факультет практикует целевую подготовку студентов. У нас есть договор с министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства. Механизм подготовки студентов в этом случае следующий: предприятие, нуждающееся в сотруднике определенной специальности, обращается в министерство, после этого министерство формирует для строительного факультета заказ, где указывается количество и перечень специалистов, в которых нуждаются предприятия. При этом предприятия, оформившие заказ, оплачивают обучение студента, которого потом примет к себе на работу.
Во-вторых, в связи с реализацией Болонского процесса, направленного на сближение систем образования стран Европы и России, был утвержден закон о двухуровневой системе образования. В настоящий момент Строительный факультет совместно с министерством строительства и ЖКХ Свердловской области, профессиональными союзами строительного комплекса и рядом строительных организаций реализует проект «Разработка региональной концепции многоуровневой профессиональной подготовки специалистов строительной отрасли» по программе ТЕМПУС-ТАСИС, выиграв гранд Французского правительства, стоимостью 169000 евро. Проект разработан с позиции работодателей. Это значит, что сначала проводится анкетирование в строительных организациях, направленное на выявление потребностей в специалистах конкретного профиля. После этого на основании данных, полученных при анкетировании, составляются профессиональные карты, после чего создаются рабочие программы, в соответствии с которыми затем обучаются студенты. Это значит, что знания, которые получает студент в процессе подготовки в вузе, изначально учитывает потребности рынка.
— Такой подход оказывается более эффективным?
— В некоторой степени это так. Такой принцип обучения делает систему подготовки студентов более гибкой и во многом упрощает поиск выпускниками строительного факультета работы. Но в тоже время, необходимо помнить, что у инженеров-строителей должна сохраняться фундаментальная подготовка, и снижать требования к обучению специалистов ни в коем случае нельзя. |
Источник: «УрФО: Строительство. ЖКК»
|
|
|
|